портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Репортаж о клубном показе фильма «Забытые полеты». 

Лаборатория кинодокументалистики "Архикино" при Главархиве Москвы, ,
отправить сообщениедобавить в мои контакты
23.09.2017 - 23:34 - Репортаж о клубном показе фильма «Забытые полеты».
краткая аннотация (не более 300 знаков с пробелами): 

 В среду. 20 сентября в клубе «Архикино» прошла встреча с Одельшей Агишевым,
который представил последний фильм Андрея Осипова «Забытые полеты» .

 
И хотя самого режиссера в Москве не было, - он, как член жюри, отсматривал фильмы сочинского кинофестиваля - но его незримое присутствие в зале было ощутимо. Фильм продолжает разработку судеб знаменитых обитателей Коктебеля, теперь уже постволошинского периода. Фильм состоит из нескольких кино-новелл, в которых сталкивается демоническая воля новой власти и погруженные в мир возвышенных мыслей образов и творческих решений последнее поколение русской интеллигенции.

Режиссер искусно вводит в обрамление каждой части фильма рисунки в наивном стиле, смело делит экран на несколько частей и дает возможность рассмотреть окрестности Коктебеля с парящего над ними планера.
Но, конечно, в центре внимания оказываются его уникальные герои, философы и художники Александр Габричевский, Густав Шпет, Ольга и Наталья Северцевы, Константин Богаевский. Их судьбы показывают, что творческий дух неуничтожим и остается жить после своего носителя. 

В фильме компании этих неординарных людей противопоставлен большой актер ( во всяком случае так это смотрится в фильме) Иосиф Сталин. В фильме режиссер идет на очень рискованный момент – он показывает, как Сталин на трибуне съезда хладнокровно держит длинную паузу во время оваций и здравицы зала. Этот кадр длится в фильме почти три минуты экранного времени, в течение которых происходит процесс зарождения культового вождя. Он с каменной невозмутимостью позирует, демонстрирует себя, дает возможность славить себя, осыпать ликованием. На фоне этого монументального явления другие члены советского правительства, по-хозяйски освоившие трибуны мавзолея , смотрятся мелко и суетливо.
И как бы они или их помощники ни лютовали, они могут лишь расправиться с художником, но не могут одержать над ним моральную победу.

Может быть, потому этот фильм, в котором показаны судьбы расстрелянных философов и литераторов, полон силы и жизненной энергии.
Эта тональность преобладала и в выступлении Одельши Агишева, который рассказал о работе над фильмом, о своем интересе к документальному кино, которое с наибольшей достоверностью и глубиной передает внутреннюю жизнь героев, среду, в которой они живеут, непридуманные ситуации и взаимоотношения.
В то же время, .лишенное проката и внимания телевидения, документальное кино живет, в основном, фестивальной и клубной жизнью.

Но как отличается клубный показ от рядового киносеанса! В клубе каждый фильм воспринимается, как событие, как праздник. Клубная встреча это не случайный просмотр, это часть определенной системы, часть целого.
Отдельные черты такого праздника можно заметить на фотографиях этого клубного заседания, снятых фотографом Сергеев Губачевым.
Центром внимания, был, естественно, Одельша. Он говорит кратко и точно, гибко ведет полемику, выразителен, фотогеничен. Духоподёмным моментом встречи стало выступление ученика Одельши Агишева – Алексея Подсосенова. Учитель и ученик - небольшая но устойчивая модель передачи опыта и творческого заряда. ,
Члены клуба Архикино наградили его внимание, аплодисментами и своей восхищением. От их имени вновь благодарю и нашего гостя, и находящегося в сочинском шалаше режиссера Андрея Осипова за яркий содержательный фильм и праздник мысли и духа!