портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Юбилей "Послания к Человеку" 

26.01.2014 - 10:49 - Юбилей "Послания к Человеку"
краткая аннотация (не более 300 знаков с пробелами): 

25 лет назад в Ленинграде с 25 по 31января  1989 года состоялся первый международный кинофестиваль неигрового кино «Послание к человеку». 

Дорогие документалисты, коллеги, друзья !

25 лет назад в Ленинграде с 25 по 31января  1989 года состоялся первый международный кинофестиваль неигрового кино «Послание к человеку».   Конец 80-х, еще жив был Советский Союз, шла перестройка – страна находилась в состоянии эйфории, казалось, вот-вот и всё у нас  изменится к лучшему.

Это было время взлета документалистики. Она была востребована. Её ждали. Документальные фильмы быстрее отзывались на перемены, чем игровые. На международных фестивалях советские документалисты получали престижные награды. Успешно работала система кинопроката: во всех кинотеатрах перед игровыми фильмами обязательно показывали киножурналы или документальные фильмы. Только на нашей Ленинградской студии документальных фильмов, снимались киножурналы пяти наименований – «Ленинградская кинохроника», «Наш край», «Советская Калерия», «Северные зори» и «Советская Россия» Это была летопись страны и её людей. Летопись, которая с годами, как старое вино, становилась всё ценнее.

    Именно в это время в Союзе кинематографистов СССР родилась идея создания самостоятельного международного фестиваля документального кино. Летом 1988 года в Москву приехали представители из 14 городов со своими программами. Приехал и я от Ленинградского отделения Союза кинематографистов и тоже привёз свой проект строительства в Ленинграде на Крестовском острове Международного центра неигрового кино и телевидения с киноконцертным залом, гостиницей, спортивно- оздоровительным комплексом…

Мой замысел вписывался в перспективные планы развития города, и программу признали лучшей. Потом было решение Совета Министров СССР. Так я стал генеральным директором нового кинофестиваля. Всё пришлось начинать с нуля. Надо было придумать название  фестиваля, регламент, логотип, представить, как будут выглядеть призы. Мне казалось, что фестиваль должен быть обращен к человеку, к его душе, должен показывать фильмы, напоминающие о нравственности, доброте, сострадании. Это особенно важно в смутное время, когда многие человеческие ценности поруганы…
 Название «Послание к человеку» мне подсказала «Библия»(«Послание к римлянам», «Послание к  коринфянам»)

 Главный приз - «Золотой Кентавр» был сделан по рисунку талантливой московской школьницы Нади Рушевой, рано ушедшей из жизни. Она умерла в 17 лет, оставив более сорока тысяч рисунков. Позже петербургский скульптор Дмитрий Пахомов изваял нашего «кентаврёнка» в бронзе, он поставлен у входа в кинотеатр «Родина» и Дом кино. Теперь это любимое место встреч питерской молодежи. Подготовка первого кинофестиваля потребовала участия многих людей и организаций.

      Без помощи «Совинтерфеста», его команды во главе с  Юрием  Ходжаевым фестиваль не состоялся бы. Я очень благодарен коллективу  «Совэкспортфильма» и Олегу Рудневу за организацию кинорынка. 
           Активную поддержку оказали председатель   Госкино СССР Александр Камшалов и его заместитель  Валерий Рябинский , Союз кинематографистов СССР, который возглавлял Андрей Смирнов. Тогда я впервые познакомился с Валентиной Матвиенко, она умело руководила  Оргкомитетом фестиваля. Мне помогали кинопрокатчики Ленинграда, директора кинотеатров, журналисты. Хотелось бы назвать их имена – Олег Пакудин, Евгений Дорожка, Олег Моисеев, Борис Прокофьев, Светлана Божко, Людмила Томская, Людмила Григорьева, Наталья Кошелева, Людмила Маринина, Мария Краско, Валентина Одигитриевская, Виктор Югин, Юрий Шипачев, Вадим Юрченков, Аркадий Динкевич, Константин Мелик-Авакян, Владимир Дмитриев, Владимир Иванов, Элла Лебедева, Наталья Реутова, Олег Сердобольский, Алексей Самойлов, Павел Маркин, Александр Николаев, Михаил Трофименков, Виктор Матизен, Алла Афиногенова, Абрам Клецкин, Александр Поздняков,  Владилен Кузин, Владимир Горбунов, Клим Лаврентьев.

. Фестиваль стал крупнейшим культурным событием не только для нашего города, но и для всей страны.

На первый международный кинофестиваль неигрового кино в январе 1989 года приехали свыше тысячи участников и гостей из-за рубежа, из Москвы, из многих республик Советского Союза. Аккредитацию получили 273 журналиста. В работе фестиваля предпринимали участие режиссёры с мировыми именами: Ричард Ликок, Лео Гурвиц, Алан Франкович…
По приглашению дирекции фестиваля в Ленинград прилетела звезда балета Наталья Макарова, которую девятнадцать лет не пускали на родину. Мне удалось убедить отдел культуры ЦК КПСС,  и нам разрешили послать ей приглашение. Она привезла свой фильм «Балерина», его показывали вне конкурса.

Жюри возглавил маститый документалист из Швейцарии Эрвин Ляйзер, автор знаменитого фильма «Майн кампф».Членами жюри были Шандор Шара (Венгрия),Мария Квятковска (Польша), Винод Пхардвадж (Индия), Жаннет Петри (США), Педро Часкел (Чили) и Александр Сокуров(СССР).

     В десяти кинотеатрах города шли фестивальные программы, ретроспективы Алена Рене, Ричарда Ликока (Франция), Лео Гурвица (США), Александра Сокурова (СССР).            
                                 
Огромный интерес вызвала программа «Киноархив, открытый для всех». В дискуссии о взаимоотношениях искусства и действительности выступали выдающийся философ Мераб Мемардашвили, Никита Толстой, Галина Старовойтова, Андрей Нуйкин, писатель Чабуа Амирэджиби.  Интерес к фестивалю был огромен.

Главный приз фестиваля «Золотой Кентавр» жюри отдало фильму «Встречный риск» режиссёров Аркадия Рудермана и Юрия Хащеватского, снятому по сценарию Ирины Ефремовой на Ленинградской студии документальных фильмов. Серебряных «Кентавров» получили: латвийский режиссёр Иварс Селецкис за фильм «Улица Поперечная», американка Карин Гудвин за фильм «Не аплодируйте – лучше деньгами» и Михаил Лещеловский (Швеция) за фильм «Режиссёр Андрей Тарковский».

Фестиваль стартовал успешно, о нём писали ведущие мировые газеты и журналы.

В 1991 году с распадом Советского Союза закончился романтический период перестройки. В страшное смутное время пришлось думать не о строительстве киноцентра, хотя были разработаны и утверждены все документы, а о том, как сохранить сам кинофестиваль. Фильмов снималось мало. Одни студии и кинотеатры закрылись, другие вынуждены были сдавать свои залы и павильоны под мебельные и автомобильные салоны. Наш кинофестиваль стал единственным местом, где можно было увидеть новые документальные картины отечественные и зарубежные.

Чтобы привлечь зрителей мы предлагали спонсорское бесплатное пиво и бутерброды и люди шли в кинотеатры.

Я часто вспоминал слова классика американского кино Лео Гурвица, гостя нашего первого фестиваля. Он сказал в интервью: «Я не понимаю вас. Вы так радуетесь перестройке, а на самом деле должны благодарить государство, которое дает вам деньги на производство документальных фильмов и само эти фильмы прокатывает. Если вы введёте коммерцию,  то к своим социалистическим проблемам получите наши капиталистические. Документальное кино и рынок – несовместимы …».

     То, что мы в те годы выжили, я считаю почти чудом, которое произошло благодаря Госкино и действиям мэра нашего города Анатолия Собчака. Он  любил кино и поддерживал наш фестиваль.
Мы расширили регламент, введя анимационные и короткометражные игровые фильмы, организовали национальный конкурс документального кино «Окно в Россию», ввели отдельный международный конкурс дебютов. Удачный показ на нашем фестивале нередко становился для дебютанта началом мирового признания. У нас впервые прозвучали имена Виктора Косаковского, Сергея Дворцевого, Андрея Осипова, Павла Печёнкина, Александра Роднянского, Александра Котта, Константина Бронзита, Сергея Лозницы, Павла Медведева, Алины Рудницкой и других.

              За эти годы кинопрокат стал полностью коммерческим, но выросло новое поколение зрителей, которые понимали, в чем отличие нашего фестиваля от других, игровых, – наши фильмы можно было увидеть только в фестивальных залах.

Для меня памятна одна встреча: я ковылял по улице на костылях после ДТП. Навстречу шла группа молодых людей, они узнали меня и крикнули, приветственно подняв руки: «С фестивалем «Послание к Человеку» – навсегда!» Я был глубоко тронут.

Вскоре фестиваль был признан лучшим культурным проектом года.

Организация и проведение фестиваля дело хлопотное и затратное. Отсутствие закона о меценатстве не позволяет привлечь дополнительные средства. Бесконечные долги утомляли.
 Но я не забывал напутствие своих коллег из бывших союзных республик: «Держись, Миша, «Послание к Человеку» – единственное место для профессиональных встреч и показа документалистики, знакомства с новыми зарубежными фильмами, установлению международных контактов…»

В разное время у нас почётными гостями и членами жюри были: Тонино Гуэрра, Фолькер Шлендорф, Годфри Рэджио, Збиг Рыбчински, Геррит Ван Дийк, Ульрих Грегор, Питер Лорд, Миклош Янчо, Герц Франк, Кира Муратова, Михаил Кобахидзе, Агнес Варда, Ганс Шлегель. С нами сотрудничали выдающиеся российские режиссеры: Вадим Абдрашитов, Никита Михалков, Владимир Бортко, Рустам Хамдамов, Владимир Мотыль, Савва Кулиш, Фёдор Хитрук, Георгий Жженов, Эдуард Розовский, Сергей Мирошниченко, Виталий Манский, Леонид Гуревич, Валентин Курбатов и другие.
 
Благодаря всем этим мастерам нам удавалось создавать на фестивале творческую, интеллектуальную атмосферу.

Много кривотолков вызвал приезд на фестиваль классика мирового кино Лени Рифеншталь но я считаю, что поступил правильно, пригласив ее. На ее фильмах учатся студенты многих киношкол мира. Ее фильмы - уникальное свидетельство страшного времени.

Кинофестивали не делаются в одиночку. Много лет программным директором «Послание к Человеку» был мой друг режиссер Виктор Семенюк. Интересными встречами, острыми творческими дискуссиями запомнился многим профессиональный клуб кинематографистов (ПРОКК), которым он руководил на первом «Послании…»

Долгие годы исполнительным директором фестиваля работал Борис Пейрик.
Я благодарен моей команде - Марии Масс, Александре Лейбович, Антонине Удаловой, Ольге Высоцкой, Катерине Волковой,  Ларисе Кухолевой, Владимиру Правосудову, Сергею Гельверу, Глебу Никульскому, Сергею Астахову, Ольге Шервуд, Рите Черненко, Вике Белопольской, Андрею Шемякину, Анастасии Астафьевой, Михаилу Железникову и многим другим, которые своей любовью и преданностью к кино позволили сохранить и развить фестиваль.

   Время летит быстро. Новые цифровые технологии вытеснили кинопленку, с которой работали многие поколения кинематографистов. Компактные и легкие камеры привлекают в документальное кино молодежь, особенно девушек, которые с каждым годом заявляет о себе все громче.

Современные молодые кинематографисты уже обладает собственным  опытом. У них своя культура, своя музыка, свои ритмы и, если они делают фильмы о своих сверстниках, – они это делают лучше маститых режиссёров. Они «в материале». Многие из них достойно представляют наше кино на международных фестивалях.

Кажется, страна пережила самые трудные годы. Появилось много независимых киностудий. Возникли новые фестивали, которые и выполняют функции кинопроката. Некоторые уже достигли очень высокого уровня. Но «Послание к Человеку» и сейчас остается единственным в России, имеющим аккредитацию Международной Федерации Ассоциаций Кинопродюсеров (FIAPF –Париж), свое лицо и авторитет в мировом кинопроцессе. А название фестиваля «Послание к Человеку» известно во всем мире, это уже международный бренд.

Особая благодарность моей жене – Ирине Калининой  режиссеру фильма «Послание к Человеку» о первом международном фестивале. Она руководила подготовкой национального конкурса «Окно в Россию»..

        Три года назад президентом фестиваля стал кинорежиссер, Народный артист России Алексей Учитель. Мне кажется, что я передал свое «Послание…» в надежные  руки. Фестиваль будет жить. Изменится ли его смысл? Некоторые считают, что в наше время, когда людей интересуют главным образом материальные блага, само название фестиваля выглядит слишком пафосным.
Но я продолжаю верить, что человеку во все времена надо напоминать о существовании вечных ценностей.
Теперь я почётный президент фестиваля. Могу не думать о бюджете, о жюри, о призах, о долгах. У меня появилось время, чтобы разобрать архивы и написать его историю.

                                          Ваш Михаил Литвяков