12.11.2008 - 10:30 - В Госфильмофонде прошла Первая Международная Киношкола
Всё было так, как в настоящих киноинститутах, у каждого направления - свой мастер. Курс игрового кино вел режиссёр Валерий Рубинчик, документального – режиссёр Сергей Дворцевой, драматургии – кинодраматург Павел Финн. Кроме того, свои мастер-классы провели режиссёры Сергей Урсуляк, Лариса Садилова, Владимир Хотиненко, киновед Сергей Лазарук, сценарист Александр Бородянский.
Специальными событиями киношколы стали презентации Роттердамского кинофестиваля и высших курсов сценаристов и режиссёров.
10-дневное обучение в Киношколе - бесплатное. Лариса Садилова на своём примере рассказывала, с какими трудностями можно столкнуться, снимая полнометражный дебют. Сама Садилова дебютировала в 1998 году с фильмом «С днём рождения!», который рассказывал о буднях провинциального роддома. Сергей Урсуляк давал мастер-класс на тему «Особенности работы режиссёра в кино и на телевидении». У автора успешного сериала «Ликвидация» было что сказать на эту тему. Но не стоит забывать, что Урсуляк также снял и весьма неплохие полнометражные фильмы, такие как «Русский регтайм» (это был его дебют), «Сочинение ко Дню Победы», «Долгое прощание». На своём мастер-классе он сказал: «Не бойтесь не снять кино. Кино снимает такое количество дебилов, что уж как-нибудь и вы его снимете!»
Киновед Сергей Лаврентьев поведал молодым о том, надо ли стремиться на международные кинофестивали. По его мнению, и надо, и в то же время не надо. Кинофестиваль – это неплохой старт, возможность познакомить со своей картиной большое количество зрителей, новые полезные контакты. Но в то же время, если режиссёр, только начиная работу над фильмом, уже прикидывает, на какой фестиваль его было бы лучше пристроить, хорошего результата такой прагматический подход не даст, а только всё испортит.
Сергей Лазарук вёл речь о вещах практических, о государственной поддержке кинематографа, о совместной кинопродукции, что в первую очередь интересовало выходцев из стран ближнего зарубежья.
Слушатели режиссёрских групп показали свои дебютные картины. Некоторые из этих работ уже были отмечены на международных кинофестивалях. Каждый вечер проходил дискуссионный клуб, который вела кинокритик Светлана Хохрякова. В рамках дискуссионного клуба обсуждались работы дебютантов, также состоялись встречи с известными кинематографистами – сценаристом Рустамом Ибрагимбековым, режиссёром Виталием Манским, оператором Владимиром Климовым, продюсером Рустамом Ахадовым, режиссёром Егором Кончаловским.
Также в рамках киношколы прошел экспресс-курс истории кино «Наша классика», подготовленный сотрудниками Госфильмофонда. Были показаны такие картины, как «Венок сонетов» Валерия Рубинчика, «Леди Макбет Мценского уезда» Романа Балаяна, «Без страха» Али Хамраева, «Пиросмани» Георгия Шенгелая, «В огне брода нет» Глеба Панфилова, «Счастье» Сергея Дворцевого, «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса.
Студенты Киношколы посетили две экскурсии – по киностудии «Мосфильм» и по Госфильмофонду. На Киношколе работало международное молодёжное жюри кинокритиков, в состав которого входили Зейнет Турарбеккызы (Казахстан), Алия Молдалиева (Кыргизстан) и Антон Сидоренко (Беларусь). Они отсмотрели все фильмы молодых кинематографистов и вручили свои дипломы.
В номинации «режиссура игрового кино» победил режиссёр из Таджикистана Искандар Усмонов с картиной «Харам и Халол». Его фильм рассказывает о нескольких днях жизни участника Великой Отечественной войны, мастера сапожных дел Усмона Турсунова, который живёт в сельской местности Северного Таджикистана.
Лучшей документальной лентой был признан «Железнодорожный роман-с» россиянина Тимофея Жалнина. Он - студент второго курса Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, учится в мастерской режиссёра Сергея Овчарова. По дороге из Питера в Новокузнецк будущий режиссёр не смог равнодушно наблюдать за событиями, которые разворачивались в плацкартном вагоне поезда, достал камеру и стал снимать. Из двух часов была смонтирована 17-минутная изящная зарисовка о жизни в поезде. Попутчики постепенно привыкли к камере, поэтому всё было естественно, и зрители тоже смогли себя на короткое время почувствовать пассажирами поезда дальнего следования.
Приз «за лучший сценарий» молодые кинокритики отдали Ерлану Нурмухамбетову из Казахстана.
Вручено всего три диплома, отмечены лучшие, но Киношкола многое дала и остальным слушателям. Те знания и опыт, которые они приобрели за 10 дней, должны помочь в их дальнейшей профессиональной жизни. Возможно, что среди нынешних слушателей Киношколы окажутся будущие известные режиссёры, которые подарят зрителю новое, хорошее кино.
Александра Иванова Источник: www.annews.ru