портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Нежное и поучительное восприятие жизни 

10.10.2008 - 17:13 - Нежное и поучительное восприятие жизни

Кинематографический статус фестиваля в Екатеринбурге — регулярный отчет отечественной документалистики о проделанной за год работе. На этот раз бесспорной вершины вроде прошлогодней драмы Павла Костомарова и Антуана Каттина «Мать» не оказалось, а вот малосильные фильмы, несмотря на жесткий отбор, за пять фестивальных дней на глаза попадались. Может быть, поэтому жюри во главе с директором киностудии «Ленфильм», продюсером Вячеславом Тельновым решило воздержаться от присуждения Гран-при, заменив его двумя дипломами.

Один к десяти

По словам председателя отборочной комиссии Андрея Шемякина, нынешняя программа – без взлетов и провалов. Ожидать провалы было бы странно, в конкурс попал только каждый десятый претендент.

Один из них с формулировкой «За тонкий юмор в понимании трудностей пубертатного периода» получила Наталья Мещанинова, автор фильма «Охота за ворота». Железные ворота кадетского корпуса отгораживают стриженых мальчишек от вольной жизни с ее беспечностью и соблазнами. Это не просто занятное наблюдение за 15-летними — у фильма не пустячный подтекст: если этим ребятам, попавшим в строго регламентированный мир субординации и строевого шага, все же хочется из него хоть ненадолго удрать, значит, не все потеряно для страны.

Второй диплом, поощряющий за деликатность воплощения темы, достался вгиковскому студенту Ивану Твердовскому. Его «Святая канавка» — нежное эссе о маленькой девочке, открывающей для себя мир Дивеевской пустыни. Не сразу становится ясно, что девочка не просто экскурсантка: она приехала из Сергиева Посада, где учится в интернате для слепоглухонемых детей.

«Незримое» — так называется фильм Павла Медведева, премированный в разряде «короткий метр». Фильм родился из впечатлившего автора факта, что во время петербургской встречи «большой восьмерки» на три дня закрыли Южное кладбище, мимо которого проходит дорога от Петродворца в Царское Село. Медведев в качестве ответной художественной меры соединил в параллельном монтаже непарадные кадры пафосного раута и крупные планы надгробных памятников с лицами безвестных людей — очень живыми лицами ушедших, что не обо всех здравствующих скажешь.

Люди в подчинении социальным и идеологическим ритуалам — персонажи монтажного фильма Сергея Лозницы «Представление», признанного лучшим среди полнометражных конкурсантов. Изучив километры пленки, в свое время отснятой прилежными фальсификаторами реальности для киножурналов вроде «Новостей дня» и «Нашего края», режиссер выложил на экране мозаичный портрет зомбированного советского человека. Портрет вышел страшным, история украденных частных жизней — поучительной. Некоторые кадры теперешней программы «Время» можно было бы подмонтировать к «Представлению» без зазора.

Дмитрий Савельев
Для Ведомостей

 

материалы по теме:

ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НЕИГРОВОГО КИНО РОССИЯ