портал для профессионалов и любителей неигрового кино | |
гостей - 2 пользователей - 0 | ИСТОРИЯ ЗАГЛЯДЫВАЕТ В ОБЪЕКТИВ03.02.2009 - 16:08 - ИСТОРИЯ ЗАГЛЯДЫВАЕТ В ОБЪЕКТИВ Знаете ли вы: что в России ежегодно снимается 3,5 тысяч документальных фильмов? где их можно посмотреть? сколько из них поступает в архив на вечное хранение? почему фильмы, показываемые по телевидению и не являющиеся ни историческим источником, ни художественным произведением, называют документальными? Уже несколько лет вне всяких организационных форм, существует деловое содружество документалистов и архивистов, реализующее себя в конкретных акциях: клуб документального кино в кинотеатре «Художественный» и ряд его филиалов в российских городах и ежегодная научно-практическая конференция «Россия на документальном экране». В декабре 2008 года прошла Вторая открытая научно-практическая конференция «Россия на документальном экране. Современная кинодокументалистика. Этика и мастерство». Учредителями ее выступили: главное архивное управление города Москвы, Клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времен», Секция личных фондов и документальных коллекций Российского и Московского обществ историков и архивистов, Российский государственный архив кинофотодокументов, АНО «Эковидеофильм». Информационную поддержку оказало издательство «625». В конференции приняли участие режиссеры и продюсеры документального кино, архивисты, киноведы, кинопедагоги, историки и писатели. Эта московская акция приняла представителей Саратова, Ростова-на-Дону, Калуги, Каспийска, Балаково, Киева. Тексты докладов и выступлений опубликованы на сайтах: ekovideofilm.ru, vj-fest.com, где можно ближе познакомиться с их авторами, поспорить с ними или поддержать их позиции. Публикуемая ниже статья представляет своеобразный путеводитель в пространстве проблем и идей, заявленных на конференции. «Жизнь, которую мы не замечаем» (Владимир Герчиков – режиссер-документалист, президент Гильдии неигрового кино и телевидения Союза кинематографистов России) Он обратил внимание на то, что документалисты «прошли мимо» таких судьбоносных для страны событий как расстрел Белого дома в октябре 93 и выборы президента в 96, что персонажами документальных фильмов сегодня не становятся те, от кого зависит жизнь большинства – чиновники, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, бизнесмены, рабочие, представители российской армии. Он говорил о причине такой «близорукости»: отсутствие заказа на такое кино и от власти и от общества, чувство страха. Он обращался к архивистам, видя в них потенциального заказчика с государственным статусом на воскрешение кинолетописи, фиксирующей течение жизни, на специальные съемки особо важных событий. Он говорил о необходимости усилиями архивистов и документалистов осознать и отработать рыночные механизмы формирования и обнародования (на видеоносителях, через Интернет) коллекций хроники и документального кино. Идею коммерческого использования документальных фильмов, включая киноклассику, поддержала режиссер-документалист и продюсер Евгения Головня. «Ответственность художника и свобода творчества» (Евгений Цымбал – режиссер и документального и игрового кино, продюсер и педагог) основополагающим этическим принципом документалиста он назвал его ответственность за сохранение всех свобод и прав, в их числе прав на инакомыслие, оппонирование власти, свободу творчества. Он подчеркнул особую меру ответственности хроники и документального кино перед реальными людьми и событиями. Профессор ВГИК Галина Прожико взяла «крупным планом» ситуацию взаимоотношений режиссера и его героя, как одну из ключевых позиций этики документалиста. Доверие, уважение, интерес, контактность, живое и ненаигранное чувство – вот без чего невозможно снять фильм-портрет, фильм-наблюдение. Выпускники ВГИК, ученик С.В. Мирошниченко Александр Габрильян и ученик В.А. Манна Евгений Григорьев, уверены, что героя нужно не только узнать, но и полюбить и, стремясь открыть его внутренний мир, обязательно самому ему открыться. «Мифическое документальное в жизни и на экране» (Борис Лизнев – режиссер-документалист) Зинаида Иноземцева, представляющая Московское и Российского общества историков и архивистов, говорила об особой воспитательной миссии документальных фильмов о житии новомученников, истинных героев духа, героев на все времена. «Некоммерческий показ документального кино в Интернете на примере виртуального кинотеатра - www.filmdoc.ru (Дмитрий Завигельский – режиссер-документалист) «Документальный фильм как предмет архивного хранения (Алексей Ханютин – режиссер-документалист, продюсер, педагог) Координатор программы «Свободная мысль» Московского Международного кинофестиваля, ученик С.В. Мирошниченко Георгий Молодцов назвал еще один нестандартный источник документальных фильмов о современной России – фильмы, снятые на программе двухсторонних связей киношлкол Нидерландов, Польши и России. Например, Россия от Москвы до Тихого океана глазами режиссеров и операторов из-за рубежа, ставших пассажирами кино-поезда, идущего на Восток. В выступлениях двух маститых киноархивистов Виктора Баталина и Владимира Магидова содержалась ценнейшая информация о новых разысканиях в Российском государственном архиве кинофотодокументов - хроника 10-х, 20-х годов, отреставрированная и подготовленная к обнародованию. Они справедливо говорили о том, что изучение неизвестного архивного кино – самостоятельное направление поиска, исследования, восстановления, подготовка к экранной публикации материалов, которому необходимо придать статус государственной программы с соответствующим финансированием. При этом необходимо разработать формы использования этих материалов в виде специальных программ для школ, библиотек, университетов и профильного международного кинофестиваля архивного кино. «Знаем ли мы до конца возможности документального кино?» (Ирина Гращенкова, киновед, доктор искусствоведения) На конференции с докладами, в прениях, во время итоговой дискуссии выступили: 6 продюсеров, 7 педагогов, 5 архивистов, 2 киноведа и 12 режиссеров-документалистов. Просто цифры, дающие пищу одновременно и для озабоченности и для надежды. В нашем сложившемся содружестве тон явно задают творцы документального кино, продуцирующие новые эстетические идеи, способные передать их кинопроизводству, кинопедагогике, архивному делу. Организационная форма нашего сотрудничества – Центр кинодокументалистики при АНО «Эковидеофильм» на правах научно-методической и учебно-производственной структуры, осуществляющий исследование и практическую деятельность в области инициативного киновидеодокументирования реалий современной России. Он организован в 2008 году. Сегодня также важен каждый конкретный шаг. Так, во исполнение решений первой конференции «Россия на документальном экране» с 2007 года в кинотеатре «Художественный» действует зрительский клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времен». В 2009 году по итогам второй конференции решено создать клуб для архивистов и документалистов «АрхиКино» с регулярными показами персональных или тематических программ, с экспертизой историков, киноведов, архивистов и передачей фильмов в фонды московских архивов. Россия на документальном экране материалы по теме:
|
реклама на портале | Пользовательское соглашение | Политика ООО "Мирадокс" в отношении обработки персональных данных Сетевое издание «МИРАДОКС» (доменное имя сайта: miradox.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ЭЛ № ФС77-37106 от 26 августа 2009 г. | © 2007-2012, МИРАДОКС. Все права защищены. |