портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

тема: Господдержка... Какой ей Быть в Армении? 

03.05.2009 - 07:31 - Господдержка... Какой ей Быть в Армении?

«Кто платит, а кто заказывает музыку» или «Быть проекту или нет!».

Пока современный кинематограф ставит своей целью смелый эксперимент - отказ от условностей жанра и поиск некоего «действительного, нового кино», мы в Армении, заняты тем, что упорно отгораживаемся от сих мировых, эволюционных процессов. Точнее не отгораживаемся, а отгораживают нас. Причем отгораживают с завидным рвением, заботливо и с энтузиазмом восстанавливая традиции и методы фильмопроизводства доброго, старого советского кино. Правда, не без нашего молчаливого согласия.

Нас – современных телевизионщиков и кинематографистов Армении, сегодня превратили в отъявленных конформистов. Нас приучали и мы научились «ладить» — ладить с чиновниками, начальниками, актерами. Реже со зрителями. Мы совершенно не умеем бунтовать. Нам, в отличии от росиян, неохота организовывать «новую волну» или сочинять манифесты, и вообще мы стесняемся, а может и боимся, иметь хоть какое-то свое мнение или высказывать какие-то свои идеи. А вдруг вообще ничего не дадут! А в результате в стране при господдержке снимается N- ное количество картин в год, и огромная их часть вообще никому неизвестна. В более-менее цивильных кинотеатрах «Москва» и «Наири» они не появляются или только презентуются, за рубеж не продаются, до телеэкранов практически не доходят. Нет, проблемы мы видим, но … вопросительный знак после предложения ставить боимся.

До хрипоты в голосе, можем сутками спорить о том, почему у нас до сих пор нет собственного проката, почему не умеем продавать фильмы, в результате чего строчка «кинопроизводство» в бюджете Армении, цвета своего уже который год не меняет - остается исконно «красной». Иными словами, государственные деньги зачастую просто спускаются в мусоропровод.

«В чем дело?»– спросите Вы. Бюджет давно утвердили, в связи с мировым кризисом, со всеми сокращениями согласились, да и отнеслись с пониманием. «Вообще, о чем речь?» А речь о формах государственной поддержки кинематографу. Да и не только финансовой. Консультативной, если хотите - стратегической. Ведь есть же у нас, наконец, Министерство культуры с управлениями, отделами, специалистами. Уверен, есть и стратегический план развития национальной культуры. Для чего - то ведь он писался, кем- то, или кеми – то, был одобрен? Какой ей быть – этой поддержке? Кому, как и что заказывать, за что платить? «Кто платит, тот и заказывает музыку» - надеюсь я не Америку открываю. То, что без государственной поддержки фильм сейчас не снимешь вообще, хотя государство, как правило, покрывает далеко не весь бюджет, а только его часть, стало понятнo давно. Но вот по какому принципу, кому и кем распределяются эти самые «государственные деньги»? По старинке? Или какие-то новые, передовые методы все-таки просочились в наши структуры? Оглянемся по сторонам. В соседней Грузии и Азербайджане – это «тендер». Распределение денег происходит так: создаются тематические лоты типа “Романтическая комедия о студентах”, “Фильм о молодежи” (названия условные), к каждому лоту “подтягивается” несколько сценариев, и в получении государственных денег, они соревнуются между собой.

А процесс кинопроизводства ? Здесь просто. Снимай где угодно и с кем угодно. Это вопрос твоей собственной головной боли. Не знаю, довольны ли грузинские и азербайджанские кинематографисты такой формой поддержки, но то, что фильмопроизводство у них на подъеме – отрицать не буду.

В России другая картина. Тот же «тендерный» принцип российские кинематографисты неприемлют, считая, что в критериях оценки преобладают такие понятия, как быстрота и дешевизна, а не художественное качество фильма. То есть, чем меньше просишь денег и чем быстрее обещаешь изготовить фильм, тем больше шансов получить федеральные средства. Но, я думаю, это не производственный, а чисто кадровый вопрос. Ведь можно же в конце-концов заменить одну оценочную коммисию на другую, более компетентную. Спор разгорался, и в поисках выхода в июле прошлого года собрался форум кинообщественности России, несколько дней работал по секциям, обсудил проблемы и то, как можно их решить и составил итоговый документ — объемный доклад о состоянии отрасли, в соответствии с которым правительство могло бы принимать правильные, с точки зрения профессионалов, решения. Пресса пишет, что, якобы, принято решение тендером составлять список из шести-семи крупных студий и отдать им преимущество при распределении средств господдержки. Чтож, это тоже решение вопроса.

У нас, насколько мне известно, всеми этими вопросами ведает Национальный киноцентр Армении – по сути являющийся монополистом в области. То есть, киноцентр организует исследование кинорынка в республике, регионе, мире, потом специалисты киноцентра сверяясь с стратегическим планом развития национальной культуры республики составляют некий тематический план будущих фильмов, а руководство того же киноцентра уже пытается в Министерстве культуры РА выбить под него деньги. Успешна ли такая форма государственной поддержки или нет – судить профессионалам от кино и съезду кинематографистов. А чтоб меня не обвиняли в предвзятости за строчки «Скорее нас отгораживают» и о вреде, который наносит монополизм в киноискусстве – приведу пример.

Эта история, длиною всего лишь в шесть месяцев, из которых целый месяц длились переговоры с грузинскими и азербайджанскими кинематографистами и работа над проектом о совместной организации «Южно-кавказского рынка продаж проектов документальных фильмов» и всего пять месяцев, которые понадобились Министерству культуры, чтобы закатать проект в рулон и вернуть обратно. За этот «короткий» срок Министерство культуры РА успело многое, но так и не ответило на главный вопрос: «Быть проекту или нет!». Более того, оно даже не смогло выразить своего отношения к иницаитиве. Как стало ясно из письма подписанного зам.министром культуры господином Давидом Мурадяном: «Проект для получения экспертной оценки был перенаправлен директору Национального киноцентра Армении господину Геворку Геворкяну». И вот спустя пять месяцев эта «экспертная оценка» с двумя приаттаченными к письму министерства страницами была отправлена нам. На одной из них господин Геворкян уведомляет господина Мурадяна о том, что, поскольку Национальный киноцентр Армении не занимается производством документальных фильмов (как-будто господин Д.Мурадян не знал об этом. А может … не знал?), то для получения экспертной оценки руководство киноцентра посчитало правильным отправить проект в “Ассоциацию Независимых Кинодеятелей – Южный Кавказ” (IFA-SC). Представитель же ассоциации, подписавший экспертную оценку, господин Вреж Касуни, лихо разобравшись в ситуации, во-первых - поприветствовал любую инициативу, призванную развивать документальное кино в регионе, во-вторых - объяснил киноцентру и министерству, что у их ассоциации поставившей перед собой цель развитие киноискуства в регионе – к документальному кино особое отношение и в третьих -выразил надежду, что если уж государство решает кому то помочь, или поддержать какое- то начинание, то чего далеко ходить и искать - вот, пожайлуста - “Ассоциация Независимых Кинодеятелей – Южный Кавказ” (IFA-SC), которая основана аж осенью 2005 года.

Постойте, скажете Вы, а Студия документальных фильмов «АЙК», а ее директор и известный, не побоюсь сказать, не только в регионе, а и во всем мире кинорежиссер - Рубен Степанович Кеворкянц? Неужели министерство и киноцентр о них забыли? А союз кинематографистов Армении? Я, конечно понимаю, что этот проект не причина созывать чрезвычайный съезд. Но, есть же в союзе секция документального кино. Неужели во всем Союзе кинематографистов Армении, членом которой являются г.г.Д. Мурадян и Г. Геворкян не нашлось ни одного профессионала, чтобы оценить проект, который призван получить дополнительное финансирование на производство документальных фильмов и облегчить ношу государства. Мне, честно говоря не понятно. Попытался найти ответ в мировой паутине. Интернет еще более запутал мои мысли. Читаю:

IFA-SC Зарегистрированная Грузинским Законом НПО.
Вся деятельность Ассоциации соответствует четырем основным задачам:
• Защищать общие интересы южнокавказского киносообщества
• Улучшение качества продукции
• Усовершенствование лоббировочной позиции киносообщества
• Поддержка расширения и дистрибуции

Вот этот пункт меня как-будто…, но читаем дальше : ”С целью создания системы раскрутки южнокавказских фильмов и проектов, IFA-SC организует три тренинга по сетевой работе для заинтересованных профессионалов”. Сейчас пытается набрать контингент для четвертого.
(К слову, участие наших профессионалов на этих тренингах обойдется им в кругленькую сумму – 800 евро. Что поделаешь – организация же коммерческая.)

Итак Тренинги? Позвольте, а причем тут все это? За пять лет своего существования сколько рынков провело IFA-SC, скольким проектам дало дорогу, кроме прибыли, которую получало от тренингов и аренды оборудования, сдающегося в аренду, сколько субсидий направило на эту благородную цель: «помочь киносообществам их стран стать культурно и экономически развитым сектором общества»? И вообще, какое отношение к проекту «Рынок продаж проектов документальных фильмов», на который, кстати, уже дали согласие приехать редактора из ведущих Европейских телеканалов - Arte, Al JAZEERA English, UK, WDR, ORF, ERT, MDR - всего около 20 телеканалов – имеют тренинги, я не понял и чесно говоря до сих пор не понимаю. Согласен, идея кинорынка, хорошая, нужная и я понимаю желание господина Касуни самому заняться ею. Но, как быть с тем, что и нам она тоже нравится? И как быть с тем, что проект с 1 декабря 2008 года защищен авторскими правами в трех республиках?

К сожалению встретиться и разъяснить возникшие вопросы с подписавшим экспертную оценку представителем IFA-SC господином Врежем Касуни мне не удалось. По словам одного из зачинателей и деятельных представителей этой же организации Арзумана Арутюняна он поехал на Генеральную Ассамблею (Тбилиси), на которой будет решаться вопрос быть или не быть ассоциации вообще или поменять формат работы, поскольку SDC – Швейцарское Агентство по Развитию и Сотрудничеству, которое в основном финансирует IFA-SC, заявило о намерении прекратить финансирование.

Вот так то.

P.S. Когда я получил официальный отказ Министерства Культуры от участия в проекте, и оповестил коллег о случившемся, они с сожалением решили, что проведут рынок без армянской стороны, а утверждения господина Касуни о том, что Министерства культуры Грузии и Азербайджана проект не одобрили – оценили как ложные.

Николай Давтян
Режиссер

Уважаемый господин Давтян,

В ответ на Вашу статью от 03.05.2009 "Господдержка... Какой ей Быть в Армении?: «Кто платит, а кто заказывает музыку» или «Быть проекту или нет!»", опубликованную на интернет-портале miradox.ru пишет Вам Саломе Сепашвили - Исполнительный директор Ассоциации Независимых Кинодеятелей - Южный Кавказ (IFA-SC)
Большая часть информации, приведённой в статье и касающейся деятеьности “Ассоциации Независимых Кинодеятелей – Южный Кавказ” (IFA-SC), не соответствует действительности и является дискредитацией организации, поэтому со своей стороны я считаю нужным ответить на неё соответствующим образом.
О деятельности IFA-SC Вы пишете следующее: «...”С целью создания системы раскрутки южнокавказских фильмов и проектов, IFA-SC организует три тренинга по сетевой работе для заинтересованных профессионалов”. Сейчас пытается набрать контингент для четвертого. (К слову, участие наших профессионалов на этих тренингах обойдется им в кругленькую сумму – 800 евро. Что поделаешь – организация же коммерческая.)» (Н.Д.)
Начнём по-порядку:
1. IFA-SC, начиная с июля 2006 года по сей день, осуществил и осуществляет следующие тренинги и проекты:

1. Тренинг по Раскрутке Южнокавказских Фильмов и Проектов Фильмов:

Первая часть проводилась в июле 2006 г. в Тбилиси, Баку и Ереване.
Вторая часть программы обучения состояла из трех сетевых семинаров:

 Первый семинар был проведен в сотрудничестве с Седьмым Международным Кинофестивалем в Тбилиси в октябре 2006 г.

 Второй семинар был проведен в рамках Ереванского Международного Кинофестиваля "Золотой Абрикос" (Армения) в июле 2007 г.

 Третий семинар был организован в рамках Кинофестиваля "Золотой Апельсин" и Евразийского Кинорынка в Анталии (Турция) в октябре 2007 г.

2. Два семинара Тренинга Прямой Цифровой Записи Звука ( октябрь 2006 г. ; 5-11 февраля 2007 г.)
3. Два семинара Тренига по Обработке Цифровой Звукозаписи (октябрь 2006 г.; апрель-май 2007 г.)
4. Три семинара Тренинга по Разработке Проектов и Сценариев Южнокавказских Фильмов (ноябрь 2006, май 2007, декабрь 2007 гг.)
5. Три семинара Тренинга по Разработке Проектов и Сценариев Южнокавказских Фильмов (февраль 2008, апрель 2008, декабрь 2008 гг.)
6. Исследование рынка кино в Баку, Тбилиси и Ереване (2007 г.)

7. Киноконференция – Навстречу будущему Южнокавказского Кинематографа (июнь 2007 г.)
8. Два семинара Тренинга по Творческому Развитию Проектов Документальных Фильмов (ноябрь 2007 г., 2008г.)
9. Правовой Проект – Армения, Азербайджан, Грузия (2009г.)

Как Вы видите , перечень наших проектов больше, чем те 3 тренинга, которые Вы упоминаете в статье! Что касается этой Вашей ссылки, можем добавить, что под словами «три тренинга по сетевой работе для заинтересованных профессионалов» Вы, наверное, имели в виду 3 семинара, которые были лишь частью тренинга «По раскрутке южнокавказских фильмов и проектов фильмов».
Участие «наших профессионалов» на этом тренинге вовсе не обошлось им в кругленькую сумму – плата за участие составляла в среднем 100 долларов, что значительно меньше приведённой Вами суммы в 800 евро.

К тому же, как Вы сами отметили, IFA-SC – НПО, а следовательно - некоммерческая организация, поэтому все проекты были осуществлены на гранты (SDC - Швейцарское Агентство по Развитию и Сотрудничеству, Jan Vrijman Fund, Open Society Institute), лишь незначительные суммы, поступившие от аренды звукового оборудования, членских взносов и взносов за участие в тренингах, да и те были использованны на осуществление целей IFA-SC .

2. «...(IFA-SC) Сейчас пытается набрать контингент для четвертого (тренинга).
(К слову, участие наших профессионалов на этих тренингах обойдется им в кругленькую сумму – 800 евро. Что поделаешь – организация же коммерческая.)» (Н.Д.)

Насчёт коммерческой организации повторяться не будем, только лишь уточним: то, что Вы называете «четвёртым тренингом» -

Это тренинг «Совместная Копродукция в пределах Восточной Европы» Программы TrainEastFilm. Проект, который осуществляют Киносектор Румынии - Ассоциация (RFS) и Ассоциация Независимых Деятелей Кино - Южный Кавказ (IFA-SC) разработан Консорциумом шести восточноевропейских киноорганизаций при финансовой поддержке Европейского Cоюза в рамках Подготовительной Акции MEDIA INTERNATIONAL, а также Румынского Национального Киноцентра.

Как видите, этот проект не осуществляется исключительно IFA-SC, что же касается оплаты участников, программа предусматривает стипендии для определённого колличества претендентов (что означает полное покрытие всех расходов за дорогу, проживание и участие – а это в среднем около 5000 евро на каждого участника). Что же касается остальных участников, которые не получат стипендии – они должны будут оплатить дорогу и проживание, что не будет стоить более 800 евро.

Кстати, Вы можете заглянуть на интернет страницу TrainEastFilm - http://www.traineastfilm.org и более детально ознакомиться с так заинтересовавшей Вас информацией.

3. «...Согласен, идея кинорынка, хорошая, нужная и я понимаю желание господина Касуни самому заняться ею. Но, как быть с тем, что и нам она тоже нравится? И как быть с тем, что проект с 1 декабря 2008 года защищен авторскими правами в трех республиках?» (Н.Д.)
Я соглашусь, что идея Вашего проекта интересна, но (как уже было упомянуто выше), в 2007, 2008 гг. IFA-SC проводил тренинги по Творческому Развитию Проектов Документальных фильмов. Кроме того, IFA-SC никогда не рассматривал варианты осуществления проекта «Рынок продаж проектов документальных фильмов».

4. «...он (В. Кассуни) поехал на Генеральную Ассамблею (Тбилиси), на которой будет решаться вопрос быть или не быть ассоциации вообще или поменять формат работы, поскольку SDC – Швейцарское Агентство по Развитию и Сотрудничеству, которое в основном финансирует IFA-SC, заявило о намерении прекратить финансирование.»
Хотим заметить, что на Генеральной Ассамблее IFA-SC, которая состоялась 29-30 апреля 2009 года, Вреж Кассуни не присутствовал по личным причинам.
Что же касается финансирования - IFA-SC получил финансирование от SDC на срок с июля 2007 г.- июнь 2009 года, а следовательно, заявления о намерении прекратить финансирование IFA-SC не было и быть не могло!
Здесь же хочу с радостью отметить, что IFA-SC продолжит своё существование после завершения срока финансирования SDC.
Ниже приведён перечень партнёров, с которыми тесно и успешно сотрудничала и по сей день сотрудничает IFA-SC. При желании, к каждой из этих организаций можно обратиться и получить положительные - я в этом нисколько не сомневаюсь - отзывы о деятельности и сотрудничестве IFA-SC.

 FOCAL (Фонд профессионального обучения кино- и аудиовизуальных медия, Швейцария)

 Национальнный Киноцентр Армении

 Союз кинематографистов Азербайджана

 Национальнный Киноцентр Грузии

 Национальный Киноцентр Латвии

 Ереванский Международный Кинофестваль «Золотой Абрикос» (Армения)

 Тбилийсский Международный Кинофестиваль (Грузия)

 Кинофестиваль «Золотой Апельсин» и Евразийский кинорынок в Анталии (Турция)

 Международный фестиваль документального кино CRONOGRAF (Молдова)

 Международный Кинофестиваль Молодист (Украина)

 Asia Pacific Screen Awards (Австралия)

 Румынский Кино Сектор - Ассоциация (RFS), Румыния

 AltFilm – Молдова

 Киноассоциация Анкары, Турция

 Киностудия Tanka - Латвия

В завершении хотелось бы выразить надежду, что в дальнейшем, приводя в своих статьях пример деятельности организаций, о которых Вы не располагаете достаточной информацией, Вы будете непредвзяты и не станете перевирать те сведения, которые обнаружите «в мировой паутине».
Если у Вас возникли какие-либо вопросы, пишите: salome@ifasc.org.ge .

С уважением,
Саломе Сепашвили
Исполнительный директор IFA-SC

danmedia

Уважаемая госпожа Сепашвили!
Огромное спасибо Вам за комментарий к моей статье. (Кстати благодаря ей Вам удалось хорошенько пропиарить Ассоциацию ). Но статья- то моя не о том, насколько Вы продвинутая или не продвинутая Ассоциация. В статье поднимаются совершенно другие проблемы. А Ассоциация в ней упомянута лишь в связи с тем, что господин Касуни от имени Вашей Ассоциации - во первых "очень компетентно" разобрался в проблемах проекта и во вторых выразил надежду, что если уж Министерство хочет финансировать такой проект, то уж лучше не какую- то новоиспеченную, а организацию, которая в этой области имеет определенный опыт, то есть  - которую он представляет. То, что он поехал в Тбилиси на Ассамблею, мне сказали в оффисе Вашего преставительста или филиала ... А насчет того откуда у меня такие данные, так в статье об этом очень прозрачно написано.Не хочется повторяться!  Кстати и суммы я взял не с потолка (скачайте форму с сайта), и насчет тренингов не выдумал, правда их не считал - это все подсчитано у Вас на сайте. Повторяю!  Все что написано о Вашей организации написано методом "copy- paste"  с Вашего сайта. А вот про то, что у Вас большой опыт по организации "Рынков" - этого я не нашел и что имел в виду господин Касуни - не понял и прямо об этом написал.  Так что извините Ваши строчки о том, что "Вы будете непредвзяты и не станете перевирать те сведения которые обнаружите «в мировой паутине»" мягко говоря мне не понятны и я бы попросил изложить их не на страницах официальных интернет- изданий, а по адресу: danmedia@gmail.com
С уважением Николай Давтян