21.12.2013 - 15:02 - Финал "Артдокфеста" 2013
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТУПИК
Завершился очередной кино-кентавр Артдокфеста с Лавровой ветвью. Победители названы, награды розданы. И, просматривая решения жюри, убеждаешься в узкой специфичности фестиваля. В признанном лучшим фильмом фестиваля «Кровь» Алины Рудницкой обнищавшие люди вынуждены сдавать кровь, чтобы получить за неё хотя бы небольшие деньги. Пронзительный ход. От забора крови некоторые падают в обморок. У других кровь уже испорчена.
Спецпризом награжден фильм «Морфология» Инны Лесиной, в котором показывают жизнь работников морга. В третьем «Последний лимузин» Дарьи Хлесткиной отражены последние конвульсии бывшего флагмана московской промышленности - ЗИЛа.
Если бы не знать историю этих фестивалей, и просмотреть только программу последнего, можно было бы сделать изумленные глаза и зозаботиться здоровьем членов жюри.
Но составы жюри меняются, а принципы отбора фильмов и определение победителей остаются прежними. И не важно, какое светило возглавляет жюри – Анатолий Васильев или Павел Лунгин, - в любом случае победителями фестиваля окажутся фильмы с больными, ущербными, несчастными или погибающими героями, которые призваны создать коллективный образ гибнущей страны.
Но стоит ли тогда тревожить уважаемых режиссеров, превращая их в свадебных генералов и усиленно ломиться в открытую дверь, доказывая очевидное – все реформы, о которых разливались соловьями последние два десятка лет наша сладкоголосая элита, бездарно провалены?
Что основа старой России – деревня - вымирает, а общество развращено пропагандой индивидуализма, личной свободы, теориями быстрого успеха и наживы, как главной цели жизни, и бесстыдством телевидения ?
В самом деле – что нового можно отыскать в медленном угасании ЗИЛ, если вся промышленность загублена под предлогом, что все дельное привезут из-за границы, а России должна вывозить туда только ресурсы и проституток?
Экономические выкладки Гайдара – Чубайса - Кудрина- Ясина привели только к обнищанию населения и зависимости от других стран.
Забавно, как умудряются спонсоры давать средства под фестиваль, который разоблачает негодность либеральных идей и их закат в нашем обществе?!
Дальнейшая художественная разработка такой очевидности лишает режиссеров творческого поиска, делает их фильмы однообразными, сделанными под копирку и слабыми в кинематографическом плане.
Конечно, на фестивале были и фильмы, выходящие за рамки заданной концепции, например, яростно кипучий фильм-балет Виктора Косаковского “DEMONStration” или многослойный фильм «Три героини в поисках Родины» Ирины Рёриг с талантливой героиней Еленой Фроловой.
Но, очевидно, что деградирующие герои оказываются ближе к сердцу мэтра кино Павла Лунгина, нежели пассионарный дух этих ярких фильмов.
Такие повторяющиеся из года в года решения жюри можно оправдать лишь необходимостью организатора фестиваля освоить бюджет под заданную концепцию.
Тогда, может, было бы честнее переименовать фестиваль, дав ему название одного
из его фильмов, например, «МРАЗИ» или «БОЛЬНЫЕСУКАЛЮДИ»?
Оригинально, а главное – точно!
В самом деле - в классическом мире лаврами венчали победителей. А тут Лавровая ветвь уготована для депрессивных и отстойных . Это же лишено историзма.
Если просмотреть аннотации фестивальных фильмов и выбрать из них темы фильмов, то получим следующий ряд: «аборт, бездомные дети, больныесукалюди, ВИЧ-инфицированный, выживание, гепатит, гермафродит, дураки, мрази, последние люди, радиактивное загрязнение, паталогоанатом, смерть, туберкулез, умирающая деревня, черная кровь.»
Уже только в их перечне обнажается тематическая заданность фестиваля, его жесткие рамки. А в ней все черты цензуры, против которой восстает В. Манский в своем интервью «Новым известиям» от 13 декабря с.г. В данном случае – это контроль корпоративной власти (Оргкомитета фестиваля) за содержанием и распространением кинофильмов.
Значит, в газете мы возмущаемся цензурой, а у себя её спокойно осуществляем…
Ну, какая это прелесть - двойные стандарты!
Еще в одном интервью «Эху Москвы» перед началом фестиваля Виталий Манский беспокоился о том, чтобы фестивальные фильмы имели хоть какой-то кассовый успех.. Но где же найти столько зрителей-мазохистов, чтобы заполнить кинотеатры? Безрезультатно искать среди зрителей тысячи людей, которые будут всхлипывать, бить себя в грудь, каяться, плакать и просить прощения за бесцельно прожитые годы! Находясь в трудной ситуации, люди ищут выход из неё, стимул к жизни, к преодолению, социальному и моральному возвышению, а не к деградации.
Но это другой кинематограф, который, не вмещается в узкую щель Артдокфеста.
Безусловно, надо отдать должное Виталию Манскому за хорошую организацию фестиваля. Он деятелен, инициативен и вполне заслуживает всяческого поощрения за свою нацеленность на соблюдение заданного формата.
Но прокат таких фильмов – это утопия.
Фильмы Артдокфеста созданы для фестивалей и специфического зрителя, испытывающего удовлетворение при виде страданий и несчастий.
Если это же клише сохранится и в следующем фестивале, то было бы гуманным пригласить в кинотеатр дежурного психиатра, для оказания срочной помощи и профилактической работы.
Будем гуманистами! Это ведь базовая европейская ценность.
Наконец-то прямо сказано!
Попадание.
Не в бровь, - почти в глаз...
Среди творческих людей было всегда много бестолковой фронды, но сейчас, когда за их слюни еще и неплохо платят (дают бюджет), даже порядочный человек начнет снимать в родной стране только грязь... Спасибо автору за яркую и меткую статью!
Ну вот, заветное слово сказано. Рано или поздно все проблемы документалистов упрутся в деньги, в финансирование.
Вот тут у Манского стоит поучиться тому, как добывать средства. А такой фестиваль стоит хороших денег. Это 10-дневная аренда 5-ти залов кинотеатра, (пусть два залика совсем крохотные, на 30 зрителей, но арендодателей умеют взять свои деньги). Затем рекламные материалы – каталог, программки, приглашения, диски и др. И, наконец, персоны для жюри и процедуры награждения, представительские. А еще расходы за проведение, за креатив. Внесметные расходы...
Если учесть, что сам Виталий Манские регулярно снимает на спонсорские деньги, и это это может быть увязано в один пул, то спонсоры должен быть серьезными.
Под какую же идею они раскошеливаются?
Вот о чем мог рассказать наш правофланговый документального кино в густой среде документалистов, каким является сайт «Мирадокс».
И это стоило бы многих семинаров и школ. Приглашайте!
В этот раз мы, к сожалению, не имели возможности посещать фестивалные показы, но и от предыдущих фестивалей АРТДОКФЕСТ - такое же впечатление...
Сколько раз я вступала в споры с приверженцами такого беспросветного кино. И каждый раз один и тот же аргумент: а почему ты не хочешь этого замечать? Но позвольте, в конце концов, жизнь многогранна, и что дает рассматривание в лупу исключительно безнадеги? Тем более, люди часто ее сами устраивают. Иногда думаешь: да вымой ты сам свой подъезд или стены покрась двумя банками краски, а не кидайся снимать мрачные коридоры с потухшими лампочками - мол, жизнь здесь такая.
Приезжаешь в Европу: катается человек на старом велосипеде, раскрасил его разноцветно, игрушку привесил, и нет у него ни к кому вопросов. Наш же скажет: даже на велосипед заработать не могу.
Правильно сказал автор: здравомыслящие люди берутся за преодоление трудностей, а не купаются в них. Вот у нас был фильмец про мужа с женой, которые упорно отказались от всех предложений строительной компании по переселению с косогора, на котором начали строить многоэтажный дом. Все уехали, а они остались. И сидят посреди стройки всю зиму, ходят по шатким мосткам, герои.
У нас сейчас по городу стоят плакаты с участницей Параолимпийских игр (по-моему, она с одной рукой), и как-то рядом с одним из них вполне здоровый неумытый парень стоял попрошайкой...
У меня предложение: давайте создадим моду на другое кино. Чтобы посмотрел человек, и тепло на душе стало. И самому захотелось сделать что-то значительное. А не петь: мол, не там живу... Давайте придумаем вместе такой проект - в век интернета география значения не имеет.
Спасибо, Татьяна за ваше эмоциональное письмо.
Рад, что мои оценки ситуации совпадают с вашими.
Давно назрела потребность в сильном жизненном материале, дающем импульс к жизни, внушающим веру и надежду. Их особенно сильно ощущаешь по настроению зрительного зала, когда в нем идут фильмы позитивного характера.
Интересны люди, которые совершают поступки, борются, осваивают и преодолевают жизненные условия, и даже погибая или проигрывая, не теряют смысла жизни.
Конечно, нельзя сказать, что эта тема – открытие года, совсем нет!
Можно сходу назвать несколько состоявшихся режиссеров, у которых герои их фильмов сильны своим творческим началом. Это Вячеслав Орехов, Юрий Шиллер, Алексей Погребной, Валентина Гуркаленко. Их герои – люди Поступка.
И на Артдокфесте были фильмы, которые выделись широтой темы и яркостью эмоций.. Ольга Стефанова зимовала в Антарктиде, чтобы снять свой фильм «Зимовка», Алексей Вахрушев привез из сибирской тундры глубокую по смыслу картину «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне». А Евгений Соломин дважды награжден премией Лавровая ветвь за свой фильм о людях сибирской глубинки, который так и назыается: «Глубинка 35 х 45»
Из за рубежа к нам тоже приходят сильные фильмы о сильных людях и судьбах. . Напомню прекрасный фильм Алены ван Дер Хорст о рано погибшем поэте «Борис Рыжий», суперэнергичный фильм С. Денхардт «Кличко», «Перестройку» Кристиан Бюхнер где отснят реальный процесс расселения многонаселенной квартиры. И в этом году показан фильм-поэма Ирины Рёриг «Три героини в поисках Родины»
Так что у нас есть и режиссеры, и герои для такого фестиваля. Есть и гений кино, который для многих режиссеров давно стал духовным отцом – ныне здравствующий Артавазд Пелешян.
Надо поискать название такому фестивалю.
Предлагаю для начала два названия: «Восхождение» и «Встань и иди»!
Выставляйте свои названия. Начнем с этого.
И надо решать вопрос организации фестиваля. Конечно, второго Виталия Манского с его организационными способностями и талантом находить спонсоров не найти, но думаю он, как лидер киносоюза сделает все, чтобы альтернативный «Артдофесту» фестиваль состоялся. Ведь горячие сторонники мультикультурности, толерантности и свободы творчества неудержимы в реализации своих принципов.
Еще раз благодарю за ваше предложение!
Ещё один фестиваль - оно, конечно, нужно/можно. Но в ефтем ли дело?
Фестивалей - пруд пруди, многие - нечто типа междусобойчика, куда приходят знакомые участников да знакомые знакомых. Главное: массовый зритель не видит док. и н/п фильмов. Кинопроката как такового нет, а телеящик....Помнится, год-два тому назад Союз пытался пробить показ лауреатов к/фестиваля "Арктика" на РТР, якобы гос. телеканале. Не получилось. Показ приличного док.фильма на ТиВи - одноразовый "прорыв блокады". Кино - отдельно, зритель - отдельно...
Да, Геннадий еще один фестиваль вряд ли изменит ситуацию. И потом это полуподпольное существование фильмов, ... просмотр по Интернету в одиночку, как раньше читали самоиздатные книги …
Получится, что фильмы о деятельных людях смотрим, как запрещенные к показу. А фильмы о трансвеститах, наркоманах и бомжах будут с помпой идти в Большом зале «Художественного», как программные для нашего документального кино?
Разве это не дискриминация творчества по идейным взглядам
Нет, нужен какой-то иной ход.
Замечательный и точный текст.