портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

тема: Фильм Олега Дормана "Подстрочник" 

13.07.2009 - 15:53 - Фильм Олега Дормана "Подстрочник"

Обсуждение из раздела "новости" перенесены сюда

Премьера вызвала волну обсуждений в Рунете: как в официальных СМИ, так и в блогосфере. Вот, например, мнение Владимира Непевного, размещенное в его живом журнале (Владимир дал разрешение на публикацию этой записи здесь, на портале):

Ничего не понимаю, все в восторгах от "Подстрочника"!
Это что, правда так цепляет?
Я не смог даже 2х серий одолеть!
Хотя книгу с удовольствием прочту!
Понимаю уникальность героини и её истории... но как это смотреть?
когда дурацкое абсолютно банальное и халтурное видео наснятое по разным странам
мешает просто сосредоточиться на рассказе?
Правда, не понимаю..
Но пиар сделан мощно и грамотно. Вот умеют же, когда хотят.
Обидно, что Культура в этом смысле абсолютно беспомощна..

Если Вы смотрели "Подстрочник", пожалуйста, поделитесь своими мыслями. Это явление нуждается в комментариях профессионалов.

innademezhko

Инна Демежко - 13.07.2009 - 15:09
Володя, добрый день!
Я тоже посмотрела "Подстрочник". Причем "одолела" все 16 серий. Да простят меня коллеги и, в частности, Олег Дорман, но мне кажется, что этот фильм cледует оценивать не с позиций кино, а с позиций гражданственности. Рассказать о судьбе такой героини, следить за нею в течение 11 лет - это, безусловно, поступок. Даже - подвиг. Другое дело, насколько это кинематографично. Тут каждый решает на свой вкус. На мой взгляд, Олег - большой мастер, которого в данном случае подвела необходимость сделать 16 серий, а не 2 или 3. Судьба в 3 серии не вместилась бы, но это не облегчает зрителю восприятие. "Нескончаемость" - это и есть просчет режиссера - на мой вкус, единственный.
А, кстати, если бы ты не ограничился 2-мя сериями, - не исключаю, что ты втянулся бы, как втянулсь я. Ведь понятно - тем более тебе как профессионалу, - что масштабность должна была из чего-то произрасти и стиль повествования требовал доскональности.

BorisD

Борис Дворкин - 13.07.2009 - 17:53
Уважаемые коллеги, позвольте не согласиться с вам обоими. Я смотрел этот фильм 2,5 раза. Первый - на том показе, который Олег устраивал в ЦДЛ, но там была показана лишь часть - з серии. После чего я пал перед Олегом на колени и просил дать посмотреть весь фильм. Олег дал, но только предупредил, чтобы я не смотрел более 2 серий за один вечер. насколько это правильно я понял, когда смотрел фильм в эфире. 4 серии за один раз - много. Слишком много эмоций и информации за раз.
Поскольку в оценке маштаба героини все сходятся, не буду повторяться. Буду о том как сделано. О видеоряде. Поскольку Владимир видел только 2 серии, то его мнение об изображении напоминает мнение муравья, который ползает по пальцу слона и на основании увиденного пытается нарисовать портрет слона в целом. Владимир, это не попытка оскорбить, а некий образ. Одна из сильных эмоциональных частей фильма и естественно неотъемлимых это те "банальные виды" которые есть в фильме. Вот уж действительно - талантливый человек - талантлив во всем. Все это снимал Олег сам и снято это с огромным операторским мастерством и режиссерской точностью. Теперь о синхроне. Думаю, что тут собираются люди кино, которые понимают, что именно изображение делает кино КИНОМ. Мы так же понимаем (надеюсь) что основа ТВ - это синхрон, но синхрон как некая подпорка, чтобы с кухни слышно было. Именно поэтому ТВ-док это такой лошак. Но не буду о грустном. Так вот, на мой взгляд Олег, создает несколько новое направление. В его фильмах "Желание знать" и "Подстрочник" рассказ героя это тот брилиант, который является целью и средством фильма. Его надо слушать и слушать внимательно. Изображение - это контрапункт, который создает дополнителное драматургическое воздействие. Пользуясь терминологией музыки, хотя я в этом деле не силен, это вторая тема. Она и сама по себе ценна и помогает оттенить основную.
Инна, я имел удовольствие присутствовать при начале этой работы и как никто другой могу оценить тот подвиг, который совершил Олег, сделав таки этот фильм. Но его ценность не только в этом подвиге. на мой взгляд это КИНО. Может быт не столь привычное нам, но тем ценнее то, что сделано.

innademezhko

Инна Демежко - 13.07.2009 - 18:34
Очень хочется верить, что не только мы втроем побьем друг другу морды в поисках справедливости, но и другие коллеги подключатся. Не может быть, чтобы фильм "Подстрочник" посмотрело всего три из трехсот восьмидесяти семи пользователей сайта Miradocs

nepevny

Друзья, всем привет!
Инна, небольшое уточнение.
Интервью снималось не 11 лет.
Более того, героиня фильма скончалась в 98м.
Похоже из самого фильма это не очень ясно.
Потом, я не очень понимаю как гражданственность или идейность может быть отдельной
от художественной формы.
Хотя саму по себе попытку сделать что-то вопреки формату, разумеется, можно только приветствовать.
Но между прочим, не так давно по Культуре был показан 4-х (не 8ми, но все же!) часовый монолог Петра Тодоровского
блестяще срежиссированный Владиславом Виноградовым. Причем, я его смотрел на экране целиком, а не порциями,
как потом пошло по тв.
И вот это было кино! Потому что всё работало на то, чтобы затянуть зрителя в рассказываемую историю жизни, увлечь, сделать соучастником. При этом сделано деликатно, не затмевая самого героя.
Жаль, что это прошло тихо и похоже не заметно.
Боря, теперь с точки зрения муравья! (Кстати тоже полезный ракурс!)
Ты говоришь, что снятое на улицах Парижа, Берлина и прочих городов мира видео профессионально и даже талантливо.
Но привел бы хоть один пример где изображение поддерживает рассказ или наоборот контрастно ему.
(И не надо размахивать контрапунктом!))
А так, остается по прежнему недоумевать и изумляться... С чего, собственно, и начинал.

Elena_Demidova

Вот так и есть, я думаю, мало кто смотрел - просто нет привычки включать телевизор. Вот он, рядом стоит, используется исключительно для монтажных целей. Еще сые там формулу-1 смотррит, а дочка дурацких "Ранеток". Подзреваю, что не у меня одной. А в ЖЖ ведь люди что-то писали про это, но тут вот я, двоечница, занятая своими проблемами, краем уха отметила, что что-то интересное, а проверить программу не догадалась.
Ну в общем это я к тому, что не я одна такая. Теперь вот где-нибудь на торрентах будет - посмотрю.

BorisD

Владимир, с изображением так происходит ВЕЗДЕ, поэтому не могу привести примеров. К сожалению фильма о Тодаровском не видел, поэтому не могу сравнивать. А скажи пожалуйста в чем по твоему принципиальное отличие одного фильма от другого. Пока что из написаного тобою я вынес только то, что один фильм сделан плохо, а другой - хорошо.  А твои слова Потому что "всё работало на то, чтобы затянуть зрителя в рассказываемую историю жизни, увлечь, сделать соучастником. При этом сделано деликатно, не затмевая самого героя". Я могу отнести и к фильму Олега.
А в чем разница?

Фильм - замечательный и все в нем более, чем понятно, если смотреть, не отвлекаясь. Спасибо Олегу Дорману и признательность безусловная!
Я рада за Владимира Непевного, если   э т о т   материал он считает "абсолютно банальным и халтурным видео", вот человеку повезло, значит, ему есть с чем сравнивать... Владимир, пожалуйста, приведите примеры более качественного, устраивающего Ваши вкусы, видео в этом жанре... ( Фильм о Тодоровском - тоже удача, никто не спорит, другой автор - другая постройка... У Вас, как мне кажется, какая-то все-же предвзятость присутствует, которую Вы обозвали "недоумением"...)

nepevny

Уважаемая Елена, я пристрастен, но это не значит - предвзят.
Борис,  из увиденного на память приходят два фрагмента.
Один - кадры Летнего сада зимой. Кажется всего 2 плана.
По рассказу действие вообще происходит не в Союзе и тем более не в Питере.
Так или иначе, вместо того чтобы слушать рассказ, вынужден догадываться - к чему бы эти кадры.
Тем более они обрываются не успев начаться.
Другой эпизод -  дети в Беарице, на берегу моря, строящие что-то из песка... Разумеется современность.
Буквальная иллюстрация к словам героини, которая была там, но совсем в другие времена и обстоятельства.
Что это добавляет или преломляет в повествовании?
Причем все снято общими планами, без акцентов и какой-либо субьективности.
И еще один "узко профессональный" момент...
Современные кадры сопровождаются старой музыкой. Иногда это песни!
И закадровый рассказ Лунгиной идет одновременно с вокалом.
В результате не разобрать ни того, ни другого. Это что, тоже контрапункт?
Еще раз замечу, что сама по себе съемка подобного интервью  - безусловная ценность!
И в других странах, во Франции например, существует даже  государственная программа
по записыванию таких многочасовых подробных интервью.
Но  в данном случае все что сделано режиссером сверх интервью (и на что ушло 10 лет)
работает на мой взгляд только в минус!
Поэтому и поражают массовые восторги.
И сразу хочется быть пристрастным!

gutman

Говоря о "Подстрочнике", cледует сказать,что эти воспоминания Лунгиной безумно важны для молодежи, но в той форме, в которой это подано, как мне кажется, молодежь этот продукт смотреть не будет. Безусловно, героиня интересна, умна и обаятельна, и то, что она говорит, актуально и сейчас, и, может быть, даже еще более актуально сейчас, чем десяток лет назад.
 
Правда, в этих программах, а я намеренно называю этот телевизионный продукт именно ПРОГРАММЫ каких-либо открытий не было.  Я прожил эту жизнь вместе с Лунгиной  и практически  был знаком почти со всеми персонажами из ее воспоминаний.
 
Что же касается формы, то к документальному кино этот контент, как сейчас это принято называть,  не имеет никакого отношения. Это телевизионные программы, фильмы, продукты, причем не очень высокого художественного качества. Но вероятно авторы этого сериала и не ставили перед собой этой задачи. Для них, как мне кажется, гораздо важнее сегодня  разговор об общечеловеческих ценностях, о которых на сегодняшнем телевидении практически забыли.

Я уверен, что такой продукт может и должен иметь место на сегодняшнем телеэкране (еще не все русские интеллигенты умерли) и уж, в любом случае, это лучше, чем бесконечные  псевдодокументальные "консервы" или Дом-2, но давайте определимся, с чем мы имеем дело. Если это работа профессионала,  даже телевизионного, то тогда необходимо соотвествовать определенным  профессиональным критериям, или же смело сказать, что вот отличный любительский фильм. Что ж, и любительские фильмы могут быть замечательными, и могут и должны иметь свое  место на российском телевидении.  

BorisD

Позволю себе перенести сюда то, что я написал в комментарии к статье Богомолова.
Не без уважительного почтения читал отзыв мэтра кинокритики. Мэтр все- таки. Но и мэтрам ничто челвоеческое не чуждо. В том числе и недопонимание. "Плохое кино", - недоуменно пожимают плечами высокие мастера документального кинематографа.
"Но очень хорошее телевидение", - говорю я."
Ну, не мэтр я, извините. И все же скажу - Хорошее кино! Именно кино. Да, не совсем такое, как мы привыкли видеть под вывеской "Кино". И все же КИНО. Потому что ... Позволю себе две цитаты двух мэтров кино. Польского: "Документальное кино возникает из столкновения мира с индивидуальностью автора: с его размышлениями. Интенсивностью наблюдений, с его чувствительностью и интуицией. Внутренний мир автора такой же элемент действительности как и то с чем он сталкивается создавая фильм" (М.Лозинский), и российского: "... подлинное место кино между поэзией и музыкой... музыка намекает, но зато поле ее намеков безбрежно. Кино тоже во многом намекает, и поле его намеков тоже безбрежность. Но не телевизионное кино - оно не намекает, оно только сообщает, утверждает, доказывает... именно поэтому - оно не кино". (П.Финн).
Так вот, если видеть в "Подстрочнике" только факт судьбы Л.Лунгиной, то это существенно обеднять все ею сказанное. Поле намеков соответствует тому о чем говорил Финн. А значит это КИНО. И не самородок гранил режиссер, он аккуратно представлял нам брилиант, который и так ценен, но то в какую оправу он его поместил, говорит и о достоинстве этого режиссера и о его внутреннем мире в соответствии с Лозинским, и о внутреннем мире автора.
А значит опять КИНО. Так что телевидению просто повезло, что стараниями Парфенова (честь ему и хвала!) оно смогло показать то, что ему совсем не свойственно. Вот еще бы продолжение последовало!

Достоинства фильма - хочется слушать истории от своих бабушек и дедушек. Просмотра истории Лунгиной хватало минут на пять. Чужая история, чужой человек, чужие взгляды. Не мое.

reality10

Всего кина не видел. Но то, что просмотрел, включив случайно - смотрел с удовольствием: женщина обаятельная и рассказывает очень искренне... Вставки иногда раздражали, но ведь это ТВ-программа. Сам такие снимал пачками - и о Згуриди, и о Евтушенко, и о  Велихове и о Любимове (etc..). Когда снимал - попадал под их обаяние и старался передать в ТВ именно это. Любите своих героев! Используйте их! Свидетельствуйте через них о ВРЕМЕНИ!

BorisD

"Сам такие снимал пачками "  Николай,  пачками штампуют ширпотреб. Ваше высказывание говорит само за себя. А Подстрочник это штучная работа. И по материалу и по подходу к нему автор и режиссера. именно оэтому про ваши пачки все давно забыли, а Подстрочник будет еще очень долго жить и о нем будут говорить и, самое главное, - СМОТРЕТЬ. Желаю вам творческих успехов!

reality10

Увы, ТВ - это ширпотреб по определению. И что больше одной серии априори ширпотреб, формат. Рассчитан на "массовую аудиторию". Автору не надо было показывать "Подстрочник" то по ТВ, а распространять по друзьям как эксклюзив. Успехов в нашем неблагодарном деле!

BorisD

"Автору не надо было показывать "Подстрочник" то по ТВ, а распространять по друзьям как эксклюзив."  Так оно и было около года, а потом оказалось, что желающих посмотреть слишком много и слишком много надо делать дисков, чтобы подарить их всем желающим.
"Всего кина не видел." А это почти по классике - "Стихов Пастернака я не читал, но запретить его надо". Может стоит посмотреть кино.