портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

тема: Двадцатое "Послание к Человеку" 

16.12.2009 - 20:27 - Двадцатое "Послание к Человеку"

Дорогие друзья, коллеги, любители и мастера документального, короткометражного игрового и анимационного кино!

Спасибо вам, что невзирая на все сложности времени, в котором мы живем, вы продолжаете творить и радовать тех зрителей, что собираются на фестивальных площадках. Ибо кинофестивали в России, да и не только в ней, давно уже заменили кинопрокат некоммерческих фильмов. 

Как мне понятна боль Володи Эйснера -нашего замечательного режиссера, который в своем письме в газету проанализировал весь этот «бред» с проведением тендеров. Мне, как директору фестиваля, особенно ясно виден результат. Уровень фильмов упал так низко, что собрать хорошую программу очень сложно. В тендерах побеждает тот, кто просит меньше других. А кто просит меньше, конечно, «сам себе режиссер, сам себе оператор, сам себе звукорежиссер и сам себе продюсер»  Нет, я не против кинолюбителей, но я против девальвации профессии. Многие настоящие мастера оказались не у дел. Отсюда и  низкое качество. Эти правила тендеров распространяются и на проведение фестивалей. Наш фестиваль – один старейших в стране и признанный в мире, в этом году в полной мере испытал это на себе. Появилась еще одна заявка, претендующая на те же деньги, и если бы была запрошена меньшая сумма, «Послание к Человеку» осталось бы без государственной поддержки. …Хочется верить, что новое Правление Союза кинематографистов России определит приоритеты в фестивальном движении, а также добьется отмены тендеров на неигровые фильмы.     

Существует еще одна важная проблема – создание кино-летописи.. Я не знаю, как поведут себя новые технологии и останется ли  в зримой памяти потомков время, в которое мы живем.  Когда-то мы, снимая киножурналы, создали богатейший киноархив  страны, которым так умело пользуются сейчас многие телеканалы. А где найти  архивы последних двадцати лет? Магнитная пленка сыпется, неизвестно, как поведет себя «цифра»… Я понимаю, что киножурналы не вернуть, как не вернуть и полнокровную жизнь киностудиям. Техническая база устарела. Лаборатории уничтожены. Чтобы проявить пленку сейчас надо ехать в Белоруссию или Финляндию, там дешевле, чем в Москве.

 Такое ощущение, что всем правят временщики. Главное, как можно быстрее и больше «нахапать» и постараться не оставить следов. Зачем документальные свидетельства -  они не нужны.

Когда смотришь современные фильмы, то видишь, к чему приводит отсутствие профессиональных редакторов на киностудиях -  безграмотные тексты, безвкусица, лишний метраж и т.д. .  Может пора восстановить институт редактуры?

Меня можно назвать ретроградом, но когда авторы не только в документальном кино, но и в игровом, и на театральной сцене, и в литературе позволяют себе использовать нецензурную лексику – это больше чем преступление перед будущим России. Мат в общении молодежи и без того стал нормой. Матерятся уже и дети.  Апофеозом для меня стала сцена, которую я увидел на детской площадке: в песочнице малыши, подражая взрослым, говорили на таком блатном сленге, что, наверное, и от уголовников редко услышишь. Что делать? Как защитить детей от духовной нищеты, от горькой беспризорности?
Недавно показывал студентам кадры, снятые в 20-е годы Дзигой Вертовым – «пробуждение беспризорника». И поймал себя на мысли, что сегодня можно снять почти тоже самое.. Сколько их беспризорников в современной России?

Пора проявить политическую волю и собрать всех бездомных в коммуны, как это сделал Макаренко. Отмыть их, согреть, дать им профессию,  крышу над головой. Дать гарантии работы и жилья. Страна  получит квалифицированных  рабочих, а это так важно для сохранения России..

Сколько фильмов я видел о вымерших деревнях, о заброшенных землях. Без хозяина земля гибнет.  Я помню, с каким энтузиазмом молодежь откликнулась на призыв – Даешь целину! А сейчас целиной стала центральная Россия. Пора призвать на село молодых, дать  им сразу возможность  получить  современный коттедж с интернетом и всеми бытовыми удобствами. Дать эти дома бесплатно или в рассрочку на 25 лет. Уверен, что многие бы с радостью сбежали из задыхающихся от автомобильных  газов городов, рожали бы здоровых детей, дышали чистым воздухом и жили, как живут многие в развитых странах.

А главное – земля обрела бы хозяина.

И еще о наболевшем. Мы все очень разобщены. Только на фестивалях удается собрать круглые столы и пообщаться с коллегами. Я уже обратился в Санкт-Петербурге в Союз кинематографистов с предложением возродить  в Доме Творчества «Репино» ежегодные семинары для документалистов из всех регионов, где есть студии, а, может быть, также   приглашать коллег из стран СНГ. Я уверен, что деньги на это можно найти при утверждении бюджета  кино отрасли..

Во время Съезда кинематографистов РФ  я увидел общий зал и поймал себя на мысли, что большинство из нас превратилось в почтенных аксакалов. И правильно, что сейчас идет активная компания по привлечению молодых в наше профессиональное сообщество. Молодая кровь очень нужна. Нужны новые идеи, новые фильмы, нужна государственная поддержка проката неигровых фильмов на телеканалах..

В 2010 году международный кинофестивль «Послание к Человеку» пройдет в двадцатый раз. Я рад, что известный мастер игрового и документального  кино Алексей Учитель дал согласие стать Президентом фестиваля. Есть свежие мысли, новые идеи. Одна из них – это создание попечительского совета. Мы хотим возродить профессиональное жюри кинопрессы – FIPRESSI. Сроки нашего кинофорума придется  изменить, перенести на июль – с 15 по 22. В июне слишком плотный фестивальный график – здесь и «Кинотавр» и «Московский фестиваль».

Наш юбилейный фестиваль предполагает много специальных программ. Мы хотим видеть гостями фестиваля  всемирно известных режиссеров. Председателем жюри  приглашаем  Майкла  Мура. Ведутся переговоры. «Послание к Человеку» в 1989 году начиналось как фестиваль неигрового кино. Поэтому и на 20-м фестивале будет сделан акцент на документальные фильмы.. Планируется и национальный конкурс «Окно в Россию». Если нам удастся собрать необходимый бюджет, то мы оплатим российским участникам конкурса дорогу. Есть  еще одна новость – по предложению Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, нами учрежден специальный Приз за лучший документальный фильм, посвященный Человеку Труда, и денежная премия в размере 100000 рублей.

В этом году родилась идея  создать европейскую сеть фестивалей короткого метра. Она уже объединяет кинематографистов Греции, Италии, Сербии, Германии, Финляндии и России. Будет осуществляться постоянный обмен программами лучших фильмов национальных и международных конкурсов, специальными мероприятиями с приглашением кинематографистов разных стран, дискуссионными клубами. Мы работаем в тесном сотрудничестве с российскими кинофестивалями.

Так  в 2010 году в рамках Московского кинофестиваля впервые пройдет Международный конкурс полнометражных документальных фильмов «Свободная мысль». Есть договоренность с Сергеем Мирошниченко, что призеры этого киносмотра будут участвовать  в нашем «Послании».

Уверен, что двадцатый фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку», имеющий аккредитацию FIAPF пройдет на самом высоком уровне.

До встречи в июле,
Михаил Литвяков,
Генеральный директор фестиваля, кинорежиссер 

igolubev53

Все правильно. Я сам вынужден был отказаться от ассистента. Оператор отказался. Отказались от музоформителя. Все, чтобы выкроить бабки на командировку в Архангельск. Так стоял вопрос. Но у меня хоть студия с монтажной есть и профессиональные монтажеры. Директор картины не сука. Встречаются порядочные люди и в руководстве. Мы все по нынешним меркам старики. Когда начались тендеры, идея понравилась, но ведь мы превратили ее в кормушку для чиновников. Иной раз кажется, что в те времена было в каком-то смысле честнее. Тебе не заглядывали в глаза, не улыбались, а просто говорили - отойди, подвинься, куда со свиным рылом в калашный ряд. Но ты знал кто, почему и зачем. А главное - почем. Годами выбивали, но выбивали же...
Здоровья тебе, Миша. Надеюсь на встречу в июле.
Игорь.