портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

 

журналист, продюсер, режиссер, сценарист
http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1094073-0.html?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+lenizdat+%28Lenizdat.ru%29#1

"Любите меня, пожалуйста" — с этих слов начинается одноименная лента Валерия Балаяна о журналистке Анастасии Бабуровой, убитой 19 января 2009 года. Это последняя фраза из письма Насти — она прислала его родителям незадолго до своей трагической смерти. Обсуждение фильма состоялось в рамках кинопоказов Frontline в пресс-клубе "Зеленая лампа".

Центр Frontline Club начал свое существование в 2003 году в Лондоне как сообщество журналистов-фрилансеров, работавших в зонах военных конфликтов. Сейчас членами клуба являются более двух тысяч представителей журналистики. Frontline Club в Лондоне проводит дискуссии о журналистике, организует показы документальных и художественных фильмов, презентации книг и фотовыставки.

28 октября клуб Frontline в России показал ленту об одном из самых резонансных политических преступлений современной России — двойном убийстве правозащитника Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. На встрече присутствовал автор фильма Валерий Балаян. Он рассказал, что идея снять документальный фильм о трагической судьбе журналистки появилась спонтанно. "Меня попросили снять прощание родственников с Анастасией Бабуровой спустя несколько дней после убийства. Я отправился в Севастополь", — рассказывает он. Однако, отметил режиссер, осознание того, что отснятые кадры могут быть толчком к созданию документальной ленты, пришло позже. "Убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой было громким политическим делом, я полагал, что об этой истории будет рассказано — как минимум с экрана телевизора". Но когда была годовщина убийства, я увидел, что за тему никто не взялся, резюмировал он. По утверждению правоохранительных органов, убийство совершили члены банды радикальных националистов, однако за год приговор так и не был вынесен. По словам автора, фильм стоит рассматривать не сколько как самостоятельное художественное произведение, сколько как актуальное политическое высказывание.

В ленту вошли самые первые снятые режиссером кадры — интервью с родителями Анастасии, в котором они рассказывают о дочери. Но не только: историю дополняют фрагменты видеосъемки из школьного архива, хроника антифашистских митингов, в которых принимала участие журналистка, нарезка телевизионных сюжетов о политическом убийстве. Автор обратился к коллегам Анастасии из "Новой газеты", друзьям, и что, пожалуй, самое интересное — к дневниковым записям журналистки в ЖЖ. Это записи демонстрируют историю стремительного внутреннего роста. "Я необратимо взрослею", — писала Анастасия Бабурова в своем дневнике. Друзья и родственники журналистки, чье имя стало нарицательным в современной России, констатируют это. "Настя очень сильно изменилась за последний год, — рассказывают близкие журналистки. — Она писала о неофашистах, прекрасно понимая, как опасно то, чем она занимается. Ей постоянно угрожали". Анастасия была настоящим журналистом и отказываться от острой темы было не в ее правилах, констатируют они. В фильме родители журналистки рассказали, что своим лозунгом Анастасия Бабурова считала: "Мое Отечество — все человечество".

Простой ответ на сложный вопрос

Этому ряду противопоставлена нарезка роликов, иллюстрирующих совсем иную идеологию. Лента обильно сдобрена фашистским видеорядом — добром, которое смастерили и выложили на просторы всемирной паутины анонимные блюстители чистоты белой расы. Зигующие подростки, мерно шагающие в ряд, обращение националистских авторитетов к своим последователям — и как планомерный итог — видеосъемка анонимных убийц, с ненавистью крушащих человеческие тела на улицах, в переходах и поездах подземки. Наличие подобного видео может быть воспринято зрителем как своеобразная пропаганда фашистских взглядов. Такое мнение высказали некоторые участники обсуждения. Однако, как выяснилось, автор фильма оценивает ситуацию иначе.

"Скажите, а все ролики, которые вам пришлось посмотреть, так дегенеративны или это авторская подборка?" — поинтересовались из зала. "Репрезентативная выборка", — прокомментировал режиссер. Вернувшись к ответу на предыдущий вопрос, заметил: "Этой видеопродукции нет конца и края. Я просмотрел сотни, если не тысячи роликов. Репрезентация фашистских взглядов настолько простодушна и откровенна, что мне хотелось этим знанием поделиться со зрителем. Я хотел, чтобы публика увидела пространство, контекст, в котором рождается и развивается фашизм. Я считаю, сохранить эти документы для истории крайне важно, ведь это свидетельство времени, диагноз нашему обществу, который нужно зафиксировать".

Фашизм — это простой ответ на сложный вопрос. Простой способ найти объяснение проблемам, которые терзают российское общество: экономической и демографической проблемам, ситуацией с нелегальной иммиграцией, социальной расслоенности. Все эти вопросы стоило бы переадресовать властям, но неофашисты поступают иначе.

Раковая опухоль

"Случай в московской подземке, — приводит пример Валерий Балаян. — Однажды вечером я ехал в метро. В вагон вошла группа молодых людей. Часть встала у выходов из вагона, заблокировав их, остальные пошли по рядам, останавливаясь и пристально вглядываясь в лица пассажиров. В этом вагоне никого не избили. Но могу сказать, что случай этот мне запомнился". Фашизм повсеместен и, что самое страшное, практически оправдан современным обществом. "Судья Мосгорсуда Олег Гайдар, который специализируется на разбирательствах, совершенных на почве национальной ненависти, рассказал, что по 90% дел, рассматриваемых с участием суда присяжных, выносятся оправдательные приговоры. Общество оправдывает убийства", — отметил он. Причем, подчеркнул режиссер, часто на подобных процессах демонстрируются зафиксированные на камеру видеонаблюдения убийства, что не останавливает присяжных.

"Только правильная государственная политика может решить проблемы фашизма — ведь он пускает корни и в демократических странах. Гитлеровский фашизм победила коалиция крупнейших мировых держав — не партизаны и не подпольщики, победило государство, — убежден автор ленты. — Я занимаю именно такую позицию в этом вопросе". В цивилизованных, демократических странах вопрос решается очень просто — представители подобных взглядов могут отрыто транслировать их, но, как только доходит до дела, преступных действий, ответ государства должен быть беспощадным, отметил Балаян. Не верю в то, что проблема решится сама собой, добавил он.

В то, что сегодня проблема фашизма может решиться сама собой и российское общество искоренит ее, пропагандируя идеи толерантности, не верят и другие участники дискуссий. Она может быть решена только на государственном уровне, а сегодня все происходит ровно наоборот: антифашистов милиция разгоняет охотно, но зато с большой осторожностью относится к нацистам.

Ответственность за это несут и политики, симпатизирующие фашистской мысли, высказала мнение координатор клуба Frontline в Петербурге Ангелина Кузнецова. "В России немало представителей интеллигенции, которые с радостью осеняют то, что делают радикальные националисты, — отметила она. — Да, они не снимают роликов, напротив, выбирают вполне легальные площадки, пропагандируя неофашизм на научных конференциях, выступая в средствах массовой информации". В свое время точно также значительная часть интеллектуалов осеняла действия Гитлера — в России тот же самый тренд. "У нас есть интеллектуалы, которые готовы публично объяснить обществу, почему все происходит именно так, и даже готовы предложить варианты исправления ситуации, апеллируя, что симптоматично, к авторитарной власти", — резюмировала эксперт.

"Фашизм давно вышел из-под контроля, — констатировал один из участников в завершение дискуссии. — Когда мы скандируем: "Фашизм не пройдет!" — мы заблуждаемся. Фашизм давно прошел — и пришел. Что делать? Непонятно. Я только знаю, что рано или поздно государство не сможет справиться с угрозой, которую оно создало себе сознательно. Это как раковая опухоль — у нее нет мозга. Она умирает вместе с организмом. Вот тогда все кончится".

Подпись: Алиса Кустикова

В Крыму пройдет фестиваль кино о правах человека

14:28 - 12 октября 2010 года |

С 14 по 31 октября в Крыму пройдет пятый международный фестиваль документального кино о правах человека «Docudays Ua».

В этом году организаторы фестиваля подготовили для крымских зрителей более 15 фильмов. «Главным событием фестиваля станет встреча с российским режиссером Валерием Балаяном и просмотр его фильма «Любите меня, пожалуйста!» о нашей землячке — севастопольской журналистке Анастасии Бабуровой, убитой неонацистами в Москве в 2009 году», — сообщили организаторы фестиваля.

Среди фильмов, которые будут представлены крымским зрителям, картины «Мама умерла в субботу на кухне» режиссера Максима Васяновича (Украина) и «Бирма VJ – репортаж из закрытой страны» режиссера Андерса Эстергорда (Дания). Специальное событие — подборка кино о детях, которое предоставлено Гете-Институтом совместно с детским фондом ООН в Украине, а также фильмы украинского режиссера Елены Фетисовой из сборника «Украина в фокусе».

Фестивальные программы будут предложены зрителям в Симферополе, Керчи, Феодосии, Армянске, Бахчисарае, Евпатории, Судаке, Ялте. Также фильмы можно будет увидеть в Симферопольском, Бахчисарайском, Сакском, Первомайском, Красногвардейском и Советском районах.Инфо Крым - http://ic.vc — Новости Крыма


Источник: ИА "E-Крым"